Какой бриф - такой и креатив
20 Апр, 2016

Как составить бриф для клиентов?

Информация для качественных текстов не может браться из воздуха. Ее дает клиент. Что за компания, какие товары продает, в чем их преимущество и так далее. Узнать все это можно, пообщавшись лично (интервью) или отправив заказчику бриф.

Что такое бриф

Это список вопросов, на которые клиент должен ответить. Все, что вам, как специалисту, важно знать для написания текста. Фактически, это интервью, упакованное в анкету.

Зачем бриф нужен копирайтеру:

  • Получить материал для работы. Мы не высасываем информацию из пальца. Чтобы текст работал и приносил пользу – он должен быть правдивым. А кто знает о бизнесе клиента больше, чем сам клиент?
  • Перестраховаться. Если заказчик предъявит претензии – покажите ему бриф. Он сам дал эту информацию. Конечно, этот пункт справедлив только, если вы сами нигде не «накосячили».
  • Показать экспертность. Далеко не каждый клиент понимает, что такое хороший текст. Ваше портфолио ему ни о чем не говорит. А вот наличие сайта и брифа (как у известных копирайтеров) – это плюс.
  • Сократить время на обсуждение заказа. Интервью – это прекрасный инструмент. Скорее всего, вам захочется связаться с клиентом после заполнения брифа и уточнить какие-то детали. Но тратить время на общие вопросы уже не придется – все написано в анкете.

Как составить бриф копирайтера

Список вопросов

Никакого единственно верного и правильного списка не существует. Каждый копирайтер определяет его самостоятельно. Вам часто приходится задавать клиентам один и тот же вопрос? Включите его в бриф. Дополняйте, меняйте – лишняя информация не повредит.

Постараюсь привести примерный список. Вам нужно узнать:

  • Имя клиента и его контактные данные. Надо же куда-то текст отправлять.
  • Тип текста (продающий, рекламный, информационный, SEO, для Email-рассылки).
  • Где будет размещаться текст (на сайте, в буклете, в соц. сетях).
  • Данные о компании, ее деятельности, сотрудниках.
  • О конкурентах, их преимуществах и недостатках.
  • О самом продукте, о его характеристиках, сильных и слабых сторонах.
  • Уникальное торговое предложение (если оно у клиента уже есть).
  • Целевую аудиторию. Ее возражения, привычки и страхи. Если возможно, целый портрет идеального клиента.
  • Примеры удачных и неудачных, по мнению заказчика, текстов.
  • Требования по SEO (нужны ли ключи, метатеги, техническая уникальность).
  • Источники трафика. Откуда приходят клиенты на страницу с текстом.
  • Дополнительные пожелания клиента.
  • Какие акции проводятся, и какие можно предложить. Насколько были эффективны прошлые.
  • И еще 100500 вопросов, которые помогут вам написать сильный текст.

Небольшой лайфхак: если у вас возникли трудности с составлением брифа – подсмотрите у известных копирайтеров. Вы можете представиться заказчиком или попросить честно – не думаю, что вам откажут.

Формат брифа

Когда список вопросов составлен, можно приступать к созданию анкеты. Чаще всего бриф оформляют в виде таблицы в Word. Вопрос, пояснение, место для ответа. И так далее. Это проверенный и привычный метод.

Если вы хотите создать действительно классный бриф, советую почитать эту статью. Я уверен, что мой метод по удобству превосходит стандартные таблицы в разы.

Как уговорить упертого клиента

Порой попадаются такие заказчики, которые не хотят заполнять бриф. «Придумайте что-нибудь от себя», «У меня нет на это времени», «Это слишком сложно» и так далее. Причин столько же, сколько самих клиентов.

Ваша задача – убедить их в необходимости анкетирования. Если совсем никак – нужно найти компромисс. Например, вы созвонитесь в Skype и заполните бриф вместе. Да, это не очень удобно для вас. Зато в следующий раз клиент сможет заполнить анкету самостоятельно.

Как составить бриф копирайтера

Итак, какие аргументы можно привести, если заказчик «уперся рогом»:

  1. Это в его интересах. Тут все просто. Чем больше информации будет у копирайтера, тем больше шансов получить конверсионный текст. А ведь именно за этим клиент и пришел.
  2. Это экономит время. Заполнить бриф – как правило, дело пары часов. Иногда даже меньше. А интервью может затянуться на полдня. Постарайтесь объяснить это заказчику.
  3. Это гарантия. Бриф – это адвокат, который защищает интересы клиента так же, как и ваши. В случае «косяков», заказчик всегда может сослаться на информацию, указанную в брифе.

Если не работает – приведите аналогию с чем-то более понятным, чем абстрактные тексты. Например, с дизайном комнаты. Предположим, он заказывает оформление своей спальни. Хотелось бы клиенту, чтобы дизайнер до начала работы узнал хотя бы его любимые и нелюбимые цвета?

В заключение

Не все известные копирайтеры работают с брифом. Кто-то предпочитает созвониться по телефону или в Skype, потратить 3-4 часа на переписку или даже встретиться лично. Это прекрасные и эффективные методы.

Но почему бы вам не попробовать анкетирование? Некоторые клиенты привыкли заполнять бриф. Им так удобнее. Другие еще сами не поняли, чего хотят. Возможно, они тоже оценят такой сервис. К тому же анкету и интервью можно комбинировать, чтобы получать преимущества обоих методов. Попробуйте.

Оцените статью:

ОтстойСлабоНормальноХорошоОтлично! (8 голоса, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях!