Информация для качественных текстов не может браться из воздуха. Ее дает клиент. Что за компания, какие товары продает, в чем их преимущество и так далее. Узнать все это можно, пообщавшись лично (интервью) или отправив заказчику бриф.
Это список вопросов, на которые клиент должен ответить. Все, что вам, как специалисту, важно знать для написания текста. Фактически, это интервью, упакованное в анкету.
Зачем бриф нужен копирайтеру:
Никакого единственно верного и правильного списка не существует. Каждый копирайтер определяет его самостоятельно. Вам часто приходится задавать клиентам один и тот же вопрос? Включите его в бриф. Дополняйте, меняйте – лишняя информация не повредит.
Постараюсь привести примерный список. Вам нужно узнать:
Небольшой лайфхак: если у вас возникли трудности с составлением брифа – подсмотрите у известных копирайтеров. Вы можете представиться заказчиком или попросить честно – не думаю, что вам откажут.
Когда список вопросов составлен, можно приступать к созданию анкеты. Чаще всего бриф оформляют в виде таблицы в Word. Вопрос, пояснение, место для ответа. И так далее. Это проверенный и привычный метод.
Если вы хотите создать действительно классный бриф, советую почитать эту статью. Я уверен, что мой метод по удобству превосходит стандартные таблицы в разы.
Порой попадаются такие заказчики, которые не хотят заполнять бриф. «Придумайте что-нибудь от себя», «У меня нет на это времени», «Это слишком сложно» и так далее. Причин столько же, сколько самих клиентов.
Ваша задача – убедить их в необходимости анкетирования. Если совсем никак – нужно найти компромисс. Например, вы созвонитесь в Skype и заполните бриф вместе. Да, это не очень удобно для вас. Зато в следующий раз клиент сможет заполнить анкету самостоятельно.
Итак, какие аргументы можно привести, если заказчик «уперся рогом»:
Если не работает – приведите аналогию с чем-то более понятным, чем абстрактные тексты. Например, с дизайном комнаты. Предположим, он заказывает оформление своей спальни. Хотелось бы клиенту, чтобы дизайнер до начала работы узнал хотя бы его любимые и нелюбимые цвета?
Не все известные копирайтеры работают с брифом. Кто-то предпочитает созвониться по телефону или в Skype, потратить 3-4 часа на переписку или даже встретиться лично. Это прекрасные и эффективные методы.
Но почему бы вам не попробовать анкетирование? Некоторые клиенты привыкли заполнять бриф. Им так удобнее. Другие еще сами не поняли, чего хотят. Возможно, они тоже оценят такой сервис. К тому же анкету и интервью можно комбинировать, чтобы получать преимущества обоих методов. Попробуйте.