Чтобы получить работу, нужен опыт работы. Но где его взять, если никуда не берут? Копирайтерам сложно освоить новую сферу, потому что с ними не хотят сотрудничать без кейсов и портфолио. Нет примеров лендинга — пошел вон. Я расскажу несколько способов, как получить заветный первый заказ.
Все способы рабочие. Их пробовал или я, или мои хорошие знакомые.
Пойдите на биржу или сообщество фриланса, на доску объявлений или в shikari.do и найдите там интересный заказ. Лендинг, рассылка, крутая статья — что вам нравится.
Свяжитесь с клиентом и честно объясните ему ситуацию. Вы знаете, как это делается в теории, читали книги, ходили на курсы, но практического опыта нет. Но вас очень заинтересовал проект, и вы хотите попробовать:
Желательно сразу показать, что вы что-то понимаете. Предложите идею, тезисы, примерный план.
Выглядит не очень привлекательно, правда? Но это работает. Если вы сделаете все хорошо — у вас будет кейс. Этот кейс можно показывать следующим клиентам — он увеличит шансы получить заказ.
Станьте немного шизофреником. Придумайте клиента, продукт, задачу, дайте себе заказ и выполните его. Узнайте конкурентов компании, проведите исследование — сделайте работу качественно.
Поздравляю, в вашем портфолио появился кейс. Это не обман — вы же правда поработали, это ваш текст. А том, что компания выдуманная, никому и знать необязательно.
Но только не показывайте клиентам текст в Гугл доке. Обязательно оформите его. Что можно сделать:
Если вам трудно придумать задачу — приходите в Подслушано Копирайтинг. У нас есть , в которой копирайтеры придумывают друг для друга заказы, а потом оценивают их.
Станьте подмастерьем у какого-нибудь крутого специалиста или студии. Заплатят мало, но расскажут, покажут и покритикуют. А когда научитесь — то и платить начнут хорошо.
Да, вы не сможете выдавать эти работы за свои и выкладывать в открытый доступ. Но вы можете кидать их клиентам в личку и говорить, что работали над этим проектом в такой-то студии. Это честно и почти никого не отпугивает.
Я начал делать лендинги именно так.
Еще можно найти коуча. Вы ему платите, а он вас учит и помогает найти первые заказы. Мне этот вариант не нравится, но он тоже работает.
Если вы хотите писать статьи — то и в портфолио вам нужны статьи. Необязательно для клиентов — можно для себя.
Сделайте сайт или заведите группу Вконтакте. Пишите туда обо всяких интересных штуках. Желательно, конечно, о работе. И отправляйте этот блог в качестве кейса своим потенциальным клиентам.
Потом и отправлять не придется. Сейчас люди сами находят мой блог. А иногда пишут мне, что он клевый, и предлагают сотрудничать.
Этот способ подойдет, если вы в чем-то хорошо разбираетесь. Найдите популярный блог или издание, посвященное вашей теме. И напишите для них несколько статей.
Во-первых, о вас узнает много людей, среди которых есть потенциальные клиенты. Во-вторых, эта статьи можно добавить в портфолио. В-третьих, раз вы там — то вы эксперт.
Я советую заинтересоваться интернет-маркетингом. Напишите что-нибудь для . Придумайте интересную тему, потратьте неделю-другую на изучение, проведите исследование. Вам не нужно быть маркетологом, чтобы это сделать.
Когда я начал публиковаться на Текстерре, у меня стало в несколько раз больше клиентов.
Я это не одобряю, но такой способ есть. Скажите, что работали в студии и по договору не можете показывать работы. Но опыт есть, да. Студия же.
80% клиентов вам не поверят. Половину оставшихся вы подведете, потому что от вас будут ждать гораздо большего. Это для совсем голодных и отчаявшихся. Врать и подводить клиентов — плохо.
Есть еще один способ — холодное предложение. Если вы хорошо подготовите сообщение, сделаете аудит, расскажете, как решите проблему, — есть шанс получить заказ без портфолио вообще. Но у меня не получалось, поэтому и советовать не буду.
Но лучший способ получать хорошие заказы — сделать портфолио и писать кейсы. Работайте над этим. Не брезгуйте дешевыми заказами, если они помогут вам получить дорогие.
Давайте повторим, как взять свой первый заказ в новой сфере:
Это была вторая статья из серии «Советы». В следующей я расскажу, как провалил заказ за 10 000 рублей, и чему это меня научило.
А вот и клевая книжка по теме — Гэвин Кеннеди «». Она о ведении переговоров.
Если Вы зависимы от другого человека, это делает Вас зависимым к его угрозам.
Успехов.